Никто не живет вечно

Никто не живет вечно

The Operative: No one lives forever

До 2000 года игроки не знали героини круче чем Лара Крофт. Однако потом мир познакомился с Кейт Арчер, и пришлось признать: это дама легко уложит на обе лопатки расхитительницу гробниц.

Пусть Лара остра на язычок и не расстается с пистолетами даже в постели, воевала она в основном со зверюшками и лишь изредка сталкивалась с наёмниками. Мисс Арчер в свою очередь укладывала вооружённых мужиков сотнями, попутно отпуская злобные феминисткие шуточки.

Обольстительная, но смертельно опасная шпионка любит оружие, быстрые машины и опасность, а представителей сильного пола держит за мелкий рогатый скот. Я даже подозреваю в ней прочное пристрастие к садомазохизму. Свои костюмы из кожи и латекса мисс Арчер не раз демонстрировала в The Operative: No one lives forever, осталось только выяснить где она хранит кнут и наручники.

No one lives forever (Или просто NOLF) — игра яркая как солнечный день. Действия шутера Monolith Productions разворачивается в 60-х годах прошлого столетия. Период холодной войны стал фундаментом для увлекательной комедии с Кейт Арчер в главной роли. Разработчики и не думают скрывать, что черпали вдохновение из фильмов о Джеймсе Бонде и Остине Пауэрсе.

The Operative: No one lives forever - обзор игры NOLZA.RU
Кейт Арчер в Мороко

В NOLF женщины носят дурацкие платья кричащих тонов, злодеи говорят со смешным акцентом, а среди боссов числится бородач в шотландской юбке и пра-пра-внучка композитора Ричарда Вагнера. На удивление завязка игры выдержана в серьезном стиле. Кто-то убивает агентов секретной правительственной организации UNITY, базирующейся в Великобритании. Улики указывают на террористическую организацию H.A.R.M.

Поскольку живых шпионов у UNITY осталось немного, руководство приходится вызывать таких агентов как Кейт Арчер. Шотландка Кейт лишилась семьи в возрасте 14 лет, после трагедии её жизнь пошла по кривой и стала промышлять в основном карманными кражами.

Однажды она украла с виду очень дорогие часы у секретного агента UNITY по имени Бруно Лори, тот вычислил её по встроенному маячку в часах и смог разузнать где она живет. Настигнув красотку в её собственных апартаментах, Бруно сделал ей предложение от которого Кейт не смога отказаться: «Либо ты отправляешься в тюрьму, либо работаешь на UNITY», разумеется Кейт выбрала второй вариант.

The Operative: No one lives forever - обзор игры NOLZA.RU
The Operative: No one lives forever

Бруно подметил у Кейт Арчер навык ловкой кражи и быть незамеченной на людях. Такие таланты по его мнению очень пригодятся агентству. До работы секретным агентом, Кейт имела прозвище «Лиса», на это указывает не только её шотландское происхождение, умения и способности, но и рыжий цвет её волос. При этом почему-то многие игроки считают её шатенкой, но это в действительности неверно.

Интересный факт:

У Кейт Арчер есть реальный прототип — это модель глянцевых журналов Митци Мартин, она также снималась в нескольких не самых известных фильмах, замужем, имеет двух детей. На данный момент ей 52 года, о её творческой деятельности на текущий момент ничего неизвестно.

The Operative: No one lives forever - обзор игры NOLZA.RU
Митци Мартин (Mitzi Martin)

Закончив учебную подготовку Арчер была готова к оперативной работе, но руководители-шовинисты поручали ей в основном перебирать бумажки. И вот наконец первое серьезное задание. Забегая вперед сообщу: она его с треском провалит, как и вторую миссию тоже. Впрочем судьба предоставит Кейт шанс реабилитироваться.

Игровой процесс NOLF хорош до неприличия. Игроку предлагают самому выбрать стиль игры, можно пойти и напролом всех перестрелять, а можно выбрать метод стелс-экшена и бесшумно пробираясь до контрольных точек сводя к минимуму жертв противника и используя всякие шпионские приспособления, такие как: очки-фотоаппарат, заколка-отмычка, помада-бомба, духи как удушающий газ, даже есть растворитель трупов. В общем разнообразие арсенала поражает, и это я напоминаю — 2000 год, А игра между прочим разрабатывалась 3 долгих года, но об этом чуть позже.

Выбирая более бесшумное прохождение, игрока будут в конце награждать приятными бонусами, типа как увеличение урона от огнестрельного оружия или увеличение энергии здоровья еще на 10%.

The Operative: No one lives forever - обзор игры NOLZA.RU
No one lives forever

Дабы не надоело красться и палить, разработчики разнообразили игровой процесс симпатичными мини-играми. Например начинается NOLF с тира. Кейт сидит в засаде со снайперкой и методично отстреливает киллеров, пытающихся убить важного политика, разгуливающего без охраны, да и к тому же он еще и глухой и близорукий.

В другом эпизоде мисс Арчер безрассудно выпрыгивает из самолета, и совершенно не стесняясь того факта, что парашют ей не достался. Конечно, лучше прыгнуть бех него и в полете догнать парашютиста и ловким движением руки отжать парашют себе. Вот это я называю непревзойденное самообладание в экстремальной ситуации.

Иногда для достижении цели нужно правильно вести разговор. С некоторыми персонажами Вы вступаете в диалог, нужно правильно выбирать по смыслу и эмоциональной нагрузки ответы, чтобы добить результата без лишнего взлома и кровопролития.

NOLF меня радует не только своим игровым процессом, но и закрученным сюжетом с яркими персонажами. Чувство легкого идиотизма и черный юмор в умеренном количестве делает историю про Кейт Арчер незабываемой. Сцены сменяют друг друга с той же быстротой как ты листаешь ленту в инстаграме: Кейт спасает немецкого ученого, Кейт погружается на дно моря, Кейт терпит крушение самолета, Кейт летит в Лондон, потом в Мороко, потом оказывается в космосе, спасает мир, вычисляет предателей, и оказывается снова в душе. В общем где бы не оказалась Кейт Арчер — всегда найдется причина посмеяться. Достаточно прислушаться хотя бы даже к разговорам охранников обсуждающие проблемы преступной жизни с которыми одни ежедневно сталкиваются — это отдельная сторона юмора.

Когда NOLF появилась в продаже, игроки табунами побежали хаять её за сверх высокие системные требования. Действительно, движок LithTech не имел кристально чистую оптимизацию, однако владельцы мощных компьютеров могли довольствоваться картинкой сполна. Особенно Monolith удалось сделать более-менее по тем годам достойную анимацию лица, в отличии от остальных проектов тех лет.

NOLF и сегодня смотрится вполне терпимо, если поставить неофициальный патч делающий разрешение экрана 16:9. И не слишком придираться к кат-сценам.

Гай Уитмор (Guy Whitmore) - обзор NOLZA.RU
Гай Уитмор (Guy Whitmore)

Кстати саундтрек сделали на весьма достойном уровне, состоящий из ретро-мелодий навевающий антураж далеких 60-х. Композитор Гай Уитмор работал над саундтреком к этой игре и в одном из интервью он поведал:

Когда мы работали над NOLF. Нельзя было просто написать хорошую музыку и вставить её на уровни, нужно было полностью проникнуться мыслями у чувствами к персонажу, при этом представить что сейчас 60-е годы. У героини могут возникать разные чувства при разных обстоятельствах, где-то она затаила дыхание, где-то началась заварушка, а где-то она переживает стресс. Музыка должна была изменяться потоком исходя из событийных ситуаций в игре, раньше мы использовали программные триггеры, на этот раз впервые использовали искусственный интеллект. Было круто. Результатом остались все довольны.

В итоге игра получила высокое одобрение игроков, в среднем это 8.9 баллов.

Крейг Хаббард (Craig Habbard) NOLZA.RU
Крейг Хаббард (Craig Habbard)

Главный дизайнер NOLF Крейг Хаббард (Craig Habbard) даже грустно отметил: «Нельзя снять ‘Терминатор 2’ если у тебя бюджет ‘Бешеных псов'».

Трезво оценив свои возможности, команда Monolith Productions постаралась сделать всё что в её силах, и создала превосходную игру. Предыдущим проектом студии был Shogo: Mobile armor division. Шутер получился не лучшего качества, разработчикам не хватило времени доработать игровой процесс и поих признанию пришлось выпустить скорее прототип нежели полноценную игру.

Провал Shogo здорово подпортил репутацию компании. Никто из издателей больше не хотел связываться с новой игрой от Monolith. Прошел почти год прежде чем студия подписала контракт с Fox Interactive. За это время концепция NOLF изменилась до неузнаваемости. Разработчики хотели сделать высокобюджетный экшен-триллер, навеянный аниме.

Однако денек на блокбастер не хватило и Monolith решил ограничиться на первый взгляд веселой казуальной игрой про шпионов. Разработчики пересмотрели десятки фильмов снятых в 60-е годы прошлого века, прочли специальную литературу.

The Operative: No one lives forever - обзор игры NOLZA.RU
Пистолет с глушителем любимое оружие Кейт, что-то мне это напоминает 🙂

Разработка NOLF длилась 2 года и это было более 110 000 строк программного кода, и вот шедевр готов!

Кейт Арчер не сразу была утверждена на роль главной героини в игре. Сначала её место занимал мужчина с именем Адам Чеч. И работал он в самой секретной службе при её величестве королевы Великобритании — MI0.

Прототипом агента конечно же послужил Джеймс Бонд, однако главный дизайнер NOLF Крейг Хаббард старательно уничтожил сходство между ними. Адам Чеч не обладал безупречными манерами, довольно плохо стрелял и слабо разбирался в шпионских приборах. К тому же его никак нельзя было назвать красавцем серцеедом.

В конце концов Хаббард сделал его таким неприятным типом, что он всем разонравился. Кто-то предложил героиню-женщину, и так появилась на свет всеми обожаемая Кейт Арчер. Она просто не могла быть идиоткой, в 60-х годах насчитывались единицы женщин-агентов. Будь Арчер неумехой, игроки бы не поверили что её допустили к оперативной работе. По этому её сразу решили сделать умницей и красавицей.

Нужно отметить, что далеко не все игроки сразу полюбили Кейт Арчер. Они настолько привыкли к крепким матерым мужчинам, что выступали главными героями в жанре шутер, что не могли воспринимать иначе.

Однажды в магазине я увидел как один парнишка, отдавал продавцу диск No one lives forever и просил вернуть ему деньги, так как не думал что ему придется играть за женщину. Позже я спросил у продавца: «Случалось ли такое раньше?». Он ответил «Да». Вспоминает Крейг Хаббард.

К счастью NOLF пользовалась успехом, а перед обаянием Кейт Арчер не устояли даже шовинисты.

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way обзор игры NOLZA.RU
Кейт Арчер из первой и из второй части

Продолжение истории про мисс Арчер не заставило себя долго ждать, уже через год 30 сентября 2002 года выходит No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way.

Игра довольно серьезно преобразилась за счет модернизированного движка LithTech. Как и прошлая часть серии NOLF 2 получилась весьма требовательная к ресурсам компьютера, это не только из-за того что пейзажи, интерьеры и детализация локаций в целом стало более насыщенной и приобрела более яркие краски, но сама Кейт Арчер значительно лучше стала выглядеть. Особенно в те года меня поразили движения глаз в кат-сценах, выглядело все это потрясающе.

Ну и разумеется движок игры был недооптимизирован, у многих игра лагала и наблюдались микрозависания в момент анимации. В начале марта следующего года выходит последний патч, который поправляет игру и устраняет проблемы связанные с сетевым режимом.

Сюжет игры продолжает спустя год после событий первой части. Кейт Арчер по-прежнему работает на организацию UNITY против террористической группы H.A.R.M. На этот раз нам предстоит побывать в других, но не менее экзотических местах планеты, и наш путь начинается с японской деревни.

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way обзор игры NOLZA.RU
Кейт Арчер и Бруно Лори снова в деле после короткого отпуска

В игре мы встретим новых и старых героев, по-прежнему игра сопровождается забавными шутками и черным юмором высмеивая шпионскую тематику и антагонистов.

Арсенал Кейт также пополнится новыми оружиями и новыми шпионскими гаджетами. Графика радует глаз даже спустя 20 лет, всё выглядит просто шикарно.

Игру по-прежнему можно проходить в несколько вариаций:

  1. Идти напролом уничтожая всё и вся;
  2. Подкрадывание и незаметные проникновения;
  3. Бесшумные убийства и использование шпионских гаджетов;
  4. Или комбинировать все три варианты упомянутых выше.

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way хоть и получилась великолепной игрой, но еле-еле себя окупила. Можно её считать одну из самых недооцененных игр за всю историю игропрома. При этом общий рейтинг игры составил 9.1 балла, что указывает на превосходство перед первой частью, но журнальные и диванные критики утверждают, что игра чуточку уступает первоисточнику, и жалуются что проходится быстрее раза в три.

Contract J.A.C.K.

Contract J.A.C.K. обзор серии NOLF от NOLZA.RU
Специальный агент Джон Джек работает на H.A.R.M.

Contract J.A.C.K. является официальным аддоном для игры No one lives forever, но не является продолжением.

В игре идет повествовании о новом герое по имени Джек, у которого криминальное прошлое, и боссы мафии, которым он насолил хотят его убить. К счастью Джек крепкий орешек, голыми руками его не взять. И как настоящий профессионал он выпутывается из ситуации и выходит победителем.

Его талант безжалостного убийцы заметил исполнительный директор Волков, который трудится на известную нами преступную группировку H.A.R.M. и предлагает ему работу. Разумеется Джек соглашается.

Если подумать, то агент Джек будет достойная ровня для Кейт Арчер из противоборствующей организации UNITY. Джек, может и не супер крутой шпион, но уровень его боевой подготовки и умение выпутываться из казалось бы проигрышных ситуаций с лихвой компенсирует недостающий шпионский навык, каким обладает Арчер.

Contract J.A.C.K. обзор игры NOLZA.RU
Агент Джек профессиональный чистильщик

Было бы интересно узнать кто окажется победителем в схватке двух харизматичных героев. Но увы, Кейт и Джек пересекаются буквально один раз за всю игру в Чехии при выполнении каждый своего задания, и лобного столкновения у них так и не произошло.

Игра Contract J.A.C.K. очень короткая, на её прохождение может уйти не более 2х часов. Оно и понятно, чего Вы хотите от аддона, к тому же который более предназначен для сетевой игры, нежели одиночного прохождения.

Критики и игроки присвоили самые низкие оценки этой игре из всей серии. В основном упреки из-за отсутствия нововведений, короткую игру, скомканный сюжет. Всё это сыграло свою роль в негативном ключе как для издателя, так и для разработчиков. Из-за низких продаж Contract J.A.C.K. вбивает финальный гвоздь в крышку гроба всей серии No one lives forever. И больше о продолжениях мы не слышали.

С тех пор Monolith Productions игнорировала вопросы связанные с продолжением франшизы. Но фанаты серии ждут и даже принимают желаемое за действительное. В 2004 году компания Monolith запустила промо-сайт с зазывной фразой:

Говорят пули на вкус как цыплята. Надеюсь, ты голоден?

Фэны возликовали, посчитав что фраза принадлежит Кейт Арчер. однако спустя две недели Monolith анонсировала не NOLF 3, а F.E.A.R.

F.E.A.R. безусловно оказалась намного успешней No one lives forever. Об этом свидетельствует выход полноценной трилогии, которая имеет смысловое завершение и множество официальных аддонов, ныне принятых называть как DLC.

No one lives forever 3

No one lives forever 3 - обзор серии NOLZA.RU
Рекламный постер для переиздания от NightDive

Прошло уже много лет с выхода последнего аддона Contract J.A.C.K. и в эпоху ремейков, ремастеров и сюжетных переосмыслений вполне справедливо было бы ожидать NOLF в новой улучшенной интерпретации. Но этого так и не произошло и судя повсему не произойдет никогда. Как выяснилось всему виной послужила банальная бюрократия с авторскими правами и нежеланием третьих лиц идти на уступки. С чего всё началось?

Однажды в 2014 году студия NightDive подала заявку на регистрацию товарного знака «No one lives forever». Многие знают NightDive как компанию занимающейся адаптацией игр на современные ПК, а также выкладкой их в магазины цифровой дистрибуции. мало кто из молодых помнит как она выпустила в своё время знаменитый System Shock в 1994 году.

Но как позже выяснилось NightDive была готова не только переиздать первую и вторую часть игры, но и выпустить полноценное продолжение в виде третей игры про несравненную Кейт Арчер. Но для начала нужно было выяснить кому на сегодня принадлежат права на игру «No one lives forever».

Как мы знаем, ранее обе игры разрабатывала компания Monolith Productions, но на сегодня эта компания была поглощена Warner Brothers Games соответственно права на игру уже у неё. Хотя у Warner Brothers Games на текущий момент дела идут не очень хорошо, она имеет большие финансовые долги и ищет кому бы продаться самой.

Так же часть прав принадлежит бывшему издателю NOLF — Fox Interactive, которой тоже уже ныне не существует. Так же каким-то боком часть прав принадлежит компании Activision.

Изначально проблема для NightDive заключалась в том, чтобы узнать кому же ныне принадлежат все таки права на игру. Как выяснилось права поделены между держателями, часть этих держателей перестали существовать юридически. В итоге когда все держатели были найдены, начались долгие утомительные переговоры.

Эти переговоры включали себя не только личные встречи, но и переписку через электронную почту, все это было долгим и затянутым процессом. Причем все доходило до смешного.

Представители NightDive например встречаются с Warner Bros. И говорят:

Мы хотим сделать перезапуск NOLF. Дайте нам право, мы заплатим Вам деньги сейчас или поделим деньги с доходов от продаж игры?

Warner Bros отвечают примерно в следующем духе:

У нас эти бумаги по NOLF лежат где-то далеко, еще в старых офисах Monolith, надо ехать искать там переворачивать всё вверх дном, причем из наших сотрудников эти бумаги никто в глаза не видел. В общем нам лень заниматься этим и у нас есть дела поважнее этого. Но учтите, если вы издадите игру без нашего ведома, мы непременно подадим на вас в суд.

С остальными держателями прав примерно такая же история. NightDive решила нет смысла тягаться с бюрократийным безумием и нежеланием боссов идти на встречу. После всех этих переговоров и разбирательств, которые длились аж несколько месяцев, затею решили оставить.

С тех пор вот уже более 15 лет, как пропали магазины с дисками, а на смену их пришли цифровые дистрибьюторы в виде STEAM, GOG и прочие. No one lives forever нигде из них не продается. А соответственно найти цифровую копию игры можно только на торрент-трекерах (ни в коем случае не рекламирую торрент трекеры и не рекомендую ими пользоваться).

Дисков с игрой в мире не так уж и много, действительно в хорошем состоянии их можно найти у коллекционеров, но они как правило не продаются. Пиратки, болванки и затертые лицухи еще можно найти на барахолках или магазинах типа Ebay но за баснословные деньги, так как все понимают, что игра редкая, хорошая, и имеет определенный спрос, так как её нету в цифровых магазинах.

В связи с вышеизложенным я могу Вас уверить, что ждать сиквел на NOLF или хотя бы переиздание — глупая затея. Этот тот самый случай когда одна из величайших игр своего времени была потеряна, но не забыта.

Роман Бондарь

Роман Бондарь

Автор блога NOLZA.RU. Рецензент компьютерных игр, обозреватель сцены игрового пиратства. Играет с 1998 года. Вдохновляют: Гланц, Зайцев, Репетур. Ненавидит стадное мнение и общественные стереотипы. В прошлом модмэйкер, разработчик (любитель). На сегодня: SEO-специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *